Исследование земной поверхности с воздуха - это одна из важнейших составляющих современных геологических и геофизических изысканий. Казалось бы, выполнение таких исследований не представляет большой сложности, надо всего лишь разместить необходимое оборудование на воздушном судне, пролететь над изучаемым районом - и вот они измерения, готовые к дальнейшей работе. Однако самое сложное - это именно пролететь над районом исследований так, чтобы в результатах измерений не было пробелов и их можно было однозначно привязать к местности. Для максимального покрытия района полётов маршрут составляется в виде сетки линий, расположенных на равном расстоянии друг от друга. Длина одной линии может достигать 60 км, а расстояние между линиями - 500 м. Результаты измерений и пригодность их к обработке напрямую зависят от точности следования заданному маршруту, поэтому требования к выдерживанию заданного направления и высоты полёта высоки (как правило, величина бокового отклонения от линии заданного пути не должна превышать 30 м). Как следствие, возрастает напряжённость пилотирования и нагрузка на лётчика. Без подсказок оператора определить отклонение от линии маршрута сложно, а оценить количественную величину этого отклонения невозможно без привлечения дополнительной измерительной аппаратуры.

Маршрут полёта

Маршрут полёта

Для повышения безопасности и эффективности выполнения исследовательских полётов в пилотажно-навигационном средстве ПНС-А был разработан и реализован специальный режим «Сетка», позволяющий дать лётчику информацию о его положении на маршруте в максимально наглядной и легко интерпретируемой форме. В режиме «Сетка» реализована дополнительная индикациея линейного бокового уклонения от заданного маршрута, а также возможность маркировки в программе пройденных линий маршрута. Пилотажно-навигационное средство ПНС-А впервые было включено в состав оборудования для выполнения аэрогеофизических исследований в мае 2009 года. Полёты выполнялись на вертолёте Ми-8 и самолёте Ан-30 в районе северного Урала и в Ставропольском крае.

пилотажно-навигационное средство в вертолёте Ми-8

ПНС-А в вертолёте Ми-8

пилотажно-навигационное средство в самолёте Ан-30

ПНС-А в самолёте АН-30

Опыт проведения аэрогеофизических исследований с использованием пилотажно-навигационного средства показал, что отображаемая в ПНС-А информация о положении летательного аппарата на маршруте и текущая полётная информация позволяют повысить навигационно-пространственную ориентировку лётчика и облегчить задачу оптимизации траектории полёта. В результате на каждом вылете экономится время выхода на маршрут и повышается эффективность выполнения полётного задания.

Осенью 2009 года оборудование ПНС-А применялось при выполнении ещё более сложного проекта - при проведении тепловизионной съемки города Москвы. Здесь от лётчика требовалось не только строго следовать маршруту, но и соблюдать ограничения запретных зон, над которыми полёты запрещены. В этом случае отображение препятствий и запретных зон на экране - ценная подсказка лётчику, существенно облегчающая пилотирование.

Отображение препятствий

Отображение препятствий

Более подробно с опытом эксплуатации ПНС-А при проведении исследований земной поверхности с воздуха можно ознакомиться в статье П.Ю. Жодзишского и В.А. Пухватова «Повышение эффективности выполнения аэрогеофизических исследований».